Твердуново бывшее родовое имение Даргомыжских

07.11.2018

Место бывшей деревни Твердуново, в целом историческое место.
ТВЕРДУНОВО – в прошлом владельческое сельцо в Юхновском уезде (ныне деревня Вяземского района), принадлежавшее матери композитора А.С. Даргомыжского.

В Твердунове прошли первые 4 года жизни будущего композитора. С конца 1817 г. Даргомыжские переехали в Петербург, где глава семьи получил место правителя Коммерческого банка. Можно предположить, что в летнее время А.С. Даргомыжский бывал в Твердунове и после переезда в столицу.

Приезжал он сюда и в 1861 г. в связи с освобождением крестьян (имение матери по наследству перешло к нему). Даргомыжский передал крестьянам всю землю, что в 1,5 раза превышало установленную «Положениями 19 февраля» высшую норму, не потребовав повышения повинности.

Со смоленским имением Твердуново и его окрестностями связаны три важнейших этапа в жизни А.С. Даргомыжского: раннее детство (1813–1816 гг.), период работы над оперой «Русалка», создание которой потребовало от него изучения народной музыкальной культуры (с 1840-х годов по 1855 г.) и, наконец, период с 1861 г. по 1863 г., когда уже известный композитор стал владельцем смоленских родовых имений.

О месте рождения А.С.Даргомыжского среди исследователей его жизни и творчества не существует единого мнения. В известной «Автобиографии» сам композитор пишет предельно лаконично: «Я родился в деревне». По наиболее распространенной версии А.С.Даргомыжский родился 14 февраля (по новому стилю) 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда (ныне Арсеньевский район Тульской области). В качестве предполагаемого места его рождения называют имение Даргомыж и село Арсеньево, также расположенные недалеко от Белёва.

Отец композитора Сергей Николаевич Даргомыжский вероятно был незаконным сыном князя Лодыженского, мать Мария Борисовна – урожденной княжной Козловской. В белёвском имении В.А. Лодыженского родители композитора поселились после свадьбы, переехав туда из Москвы. Спустя несколько месяцев после рождения сына Александра в том же 1813 году семья отправилась через Москву в родовое имение матери – сельцо Твердуново Дубровской волости Юхновского уезда.

Имение Твердуново связано с историей предков А.С. Даргомыжского по материнской линии – князей Козловских, которые вели свою родословную с ХIV века. Считается, что родоначальником князей Козловских был князь Василий Федорович Фоминский, который принял новую фамилию по названию вотчины на Вязьме с городком Козловым. Городок-крепость Козлов, которым владели князья Козловские, уже в ХI–ХII вв. представлял собой значительное поселение и выступал соперником древней Вязьмы. Представители рода Козловских регулярно упоминаются в Переписных книгах в ХVI–ХVII вв., и сохранили свои владения в окрестностях Вязьмы, на землях Юхновского уезда Смоленской губернии и в ХVIII–ХIХ вв.

Среди представителей этого рода было много людей, сыгравших значительную роль в истории России. В их числе – родной дядя композитора по матери князь П.Б. Козловский (1783–1860) – известный дипломат, друг А.С.Пушкина и П.А.Вяземского, не обделенный литературным талантом, предположительно, в 1809 году он стал наследником родового имения, в состав которого входили Твердуново, Ведерники, Дуброво и другие поселения, и разделил его между сестрами Дарьей, Анной и Марией.

В сельце Твердуново семья Даргомыжских прожила 4 года – с конца 1813 по май 1816 года. О жизни Даргомыжских в имении не сохранилось точных документальных свидетельств. Известно, что родители композитора были одаренными людьми: мать писала стихи, которые публиковались в 1820-е годы; отец в молодости занимался литературным творчеством. В доме всегда звучала музыка, все члены семьи умели играть на фортепиано. В период пребывания в Твердуново родились две младшие сестры композитора Софья (1814) и Людмила (1815), а, возможно, и брат Виктор (1816).

Не сохранилось свидетельств о ранних детских воспоминаниях композитора, но его дальнейший творческий путь свидетельствует о раннем становлении художественного таланта и замечательной музыкальной памяти. Так, в зрелом возрасте А.С.Даргомыжский хорошо помнил песни, которые пела ему няня. В мае 1816 года семья переехала в Смоленск, где до конца 1817 года его отец работал в Комиссии по расследованию злоупотреблений при использовании правительственного пособия разоренной Смоленской губернии. А в конце 1817 года семья переехала в Санкт-Петербург, где отец получил место в правительственной канцелярии Государственного коммерческого банка.

К периоду пребывания в Петербурге относятся первые шаги композитора на музыкальном поприще. Зрелый период творчества приходится на 40–50-е гг. ХIХ в., когда было создано его центральное произведение опера «Русалка». Замысел оперы «Русалка» возник у А.С.Даргомыжского в конце 1840-х годов. В 1840–1855 гг. композитор изучает народный фольклор, посещает Смоленскую губернию. Нет прямых свидетельств о посещении им родового имения, но это подтверждается косвенными данными. В 1959-1961 гг. кабинет народного творчества Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) посылал две экспедиции в Вяземский район, которые занимались изучением музыкального фольклора деревень Твердуново, Ведерники, Костылёвка, Борисовка Исаковского сельсовета, Демидово Андрейковского сельсовета и села Дуброво Тёмкинского сельсовета. По данным экспедиций музыка и текст некоторых записанных здесь песен, близки к обнаруженным в тетрадях Даргомыжского.

Собранный композитором материал был использован им в его главном музыкальном произведении – опере «Русалка». Русская народная мелодия «Горе мое великое» появляется в конце первого действия «Русалки» в обращении Наташи к царице Днепра и соответствует кульминации лирической драмы. В «Русалке» использован и мотив песни «Идет коза рогатая». Н.А.Римский-Корсаков поместил эту колыбельную в своем сборнике «Сто русских песен», с указанием источника: «Мотив этот пела А.С.Даргомыжскому его няня».

Последний период жизни композитора, связанный со смоленскими имениями, интересен для характеристики его личности композитора и гражданской позиции. За несколько лет до отмены крепостного права А.С.Даргомыжский становится крупным смоленским помещиком – владельцем 400 душ крепостных. От матери Марии Борисовны ему досталось 152 крестьянина в деревнях Новое (Твердуново) и Ведерники; от родственников – 174 крестьянина в селе Дуброво Юхновского уезда Смоленской области. В Вяземском уезде композитору принадлежала также деревня Демидово с 75 крестьянами, находившаяся в 10 верстах от уездного города Вязьмы и вблизи села Федяево.

Несмотря на то, что композитор жил в этот период вдали от смоленских владений в Санкт-Петербурге, он принимал непосредственное участие в реформах и был одним из первых смоленских помещиков, которые освободили своих крестьян. Сохранились свидетельства В.П.Энгельгардта о том, что композитор сам написал уставную грамоту при освобождении крестьян в его смоленском имении. 26 июня 1861 г. уставная грамота была проверена мировым посредником и подписана им. В результате крестьяне Твердуново и Ведерников получили земельные наделы, превышающие норму, установленную в Смоленской области. Переписка композитора свидетельствует о добрых отношениях А.С.Даргомыжского с крестьянами, которые обращались к нему с просьбами и которым он охотно прощал недоимки.
Связи Даргомыжского со смоленскими имениями были прерваны лишь за несколько лет до его смерти. В 1863 г. А.С.Даргомыжский продал мужу своей младшей покойной сестры Эрминии П.А. Кашкарову вяземское имение Демидово, а в 1866 году большую часть своих Юхновских владений – Твердуново, Ведерники и Дуброво.